Запоздалая помощь

Механизм предоставления госгарантий, рожденный в кризисную зиму 2008/09 года, реально заработал лишь к концу прошлого года, когда острота ситуации в реальном секторе была уже снята. В 2010-м важно перенастроить госгарантии на поддержку компаний с продуманными инвестиционными проектами.

Статья написана на основе доклада «Государственная гарантийная поддержка системообразующих компаний как инструмент российской антикризисной политики: особенности, проблемы, уроки на будущее», подготовленного в конце 2009 года в рамках проекта Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по оценке различных инструментов поддержки системо­образующих предприятий.

Одной из важнейших мер гос­поддержки системообразующих компаний в ходе кризиса стало предоставление им государственных гарантий по кредитам. В 2009 году были приняты решения о предоставлении госгарантий примерно на 225 млрд рублей* (правда, успели оформить гарантии менее чем на половину этой суммы). В нынешнем году использование данного инструмента господдержки продолжится, причем, судя по бюджету, в еще больших масштабах.

Каковы результаты работы механизма госгарантий и какие направления совершенствования этого инструмента могут быть предложены?

Список избранных

Госгарантии как антикризисная мера рождались, что называется, в боевой обстановке. К концу ноября 2008 года стало очевидно, что кризис может затронуть широкий круг отраслей. Несмотря на усилия Центробанка и монетарных властей по поддержке банковской системы, условия кредитования для российских предприятий продолжали ухудшаться как в части доступности кредитов, так и в части цен заимствования. Неопределенность порождала тотальный кризис доверия между банками, заемщиками, поставщиками и потребителями. Акцент на адресные меры был в той обстановке вполне закономерным — правительство решило очертить некий каркас хозяйства, который должен выстоять независимо от кризисной конъюнктуры, персон и мастерства собственников и топ-менеджеров. Фактически это было сделано посредством формирования перечня из 295 системообразующих организаций, в который вошло большинство крупнейших компаний и бизнес-групп.

Главной задачей государства в отношении системообразующих компаний стало поддержание их устойчивости, прежде всего для снижения риска массовых увольнений и предотвращения эффекта «домино».

Одной из основных форм господдержки системообразующих компаний было определено предоставление госгарантий, правила выдачи которых правительство утвердило в середине февраля 2009 года. Было установлено, что гарантиями могут обеспечиваться кредиты сроком до пяти лет, привлекаемые на финансирование основной производственной деятельности и капвложений. Госгарантия покрывает не более половины основного долга, а на оставшуюся часть организация-заемщик (принципал) должна предоставить дополнительное обеспечение; максимальный размер гарантий в расчете на одного принципала — 10 млрд рублей. Отбор организаций для предоставления госгарантий в размере до 5 млрд рублей осуществляла образованная МЭР межведомственная комиссия на основе предложений специальных рабочих групп и комиссий отраслевых министерств, а свыше 5 млрд рублей — правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Отобранным организациям затем надлежало представить в Минфи

Новости партнеров

«Эксперт»
№12 (698) 29 марта 2010
Китай. Тайвань
Содержание:
На полном ходу

Несмотря на тридцать лет быстрого роста, Китай остается достаточно бедной страной с огромным количеством острейших проблем. Только высокая концентрация политической власти позволяет КНР играть роль мощного независимого центра силы

Повестка дня
Спецвыпуск
Международный бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама